|
|
|||
|
||||
Речь президента Грузии Михаила Саакашвили об Акте Экономической Свободы0
добавлен 25.10.09 13:45
2
Уважаемые депутаты! У нас установилась очень хорошая традиция. Прежде, в соответствии с Конституцией , президент появлялся в Парламенте раз в год, с тем, что бы выступить с формальной речью, и, как правило, за этим даже не следовали дебаты. Сегодня наше сотрудничество намного динамичнее, более деловое и мое выступление носит характер личного отчета и сообщения парламенту. Это не только и не столько отчет правительства, поскольку президент лично отчитывается перед вами как перед главным Законодательным органом страны. Я, также, приветствую инициативу депутатов – как парламентского большинства так и различных оппозиционных групп – за их активные интеракции с нашим мульти-этническим грузинским народом. Заметна очень активная включенность разных групп в этом обмене мнениями. Мне, также, очевидна возрастающая критика со стороны оппозиции некоторых действий властей. Мы внимательно изучаем эту критику, хотя и не совсем согласны, однако, хочу вас уверить, что это полезная критика. Зачастую, в результате именно критики со стороны оппозиции разговоры в правительстве принимают, иногда,( пожалуй, даже, довольно часто), нелицеприятный характер. Прежде всего нелицеприятный характер в вопросе решения или не решения поднимаемых оппозицией вопросов. Именно поэтому я хочу выразить большую благодарность оппозиции. И, особенно, за то, что политические дебаты вернулись в стены Парламента. Хотя, порою, эти дебаты принимают характер острого противостояния, я рад, что относительно внешней политики у нас имеется в основном, согласие и общий курс. С утра мне удалось послушать выступление господин Джондо Багатурия. Оно было острым, однако очень и очень интересным. И это, и совместные достижения грузинской делегации в Страсбурге позволяют надеяться, что в рамках диалога по поводу самых острых вопросов, даже если мы не сможем найти общий язык, то, по крайней мере, сумеем соблюдать общие для всех правила игры. Исходя из этого я перейду к основной теме моего сегодняшнего выступления – представлю вам Акт Экономической Свободы. Думаю, что все вы согласны, что неисчислимы и неизмеримы те трудности, которые возникли перед нашей страной, на протяжении всех лет современного ее существования с начала 90-х годов. Многие проблемы были преодолены, некоторые ослабли, но некоторые нанесли нам серьезнейший ущерб. Со дня обретения Независимости все эти проблемы разной сложности и разного уровня и масштаба, по нашей экономике прошлись плугом, все было разрушено. С момента установления Независимости мы прошли через тяжелейшие годы политического беспредела и хаоса. В частности мы пережили тяжелое кровопролитие и тяжелейшую Гражданскую войну с вмешательством другого государства. Были периоды, когда в Грузии бесконтрольно хозяйничали криминальные элементы. Периоды, когда «законодатели» воровали, а воры устанавливали свои законы в стране. Были времена, когда не только единственной формой сотрудничества но даже единым образом мышления была коррупция и закон существовал только потому, что существовала такса для его нарушения. Я не намерен перечислять все беды того периода, однако надо отметить, что наряду и с другими бедами каждая только усугубляла катастрофу в экономике. Мы помним, как экономика была разрушена, помним купонизацию, помним так называемую «либеральную выдачу кредитов», которая была отражением тотальной коррупции в Национальном Банке. Помним, как были разрушены семейные бюджеты во всех домах. Помним как у народа вытягивались последние копейки, у некоторых людей вплоть до их «гробовых» сбережений.… Это разрушало инфраструктуру нашего города. К этому добавлялась полное отсутствие какой либо экономической политики, тотальная коррупция, полный хаос в государственной системе, из года в год все больше грабился и нищал наш народ. Все уничтожалось и с каждым годом исчезало все больше рабочих мест. Надеясь только на иностранную помощь или «кенийское мясо» мы только кое как поддерживали существование. Порою надеясь только на финансирование со стороны международных организаций, надеясь, что они сотворят какое то чудо и мы выйдем из этой ситуации. Ужесточалось и без того жесткое законодательство, хотя никто его не соблюдал. Утяжелялся налоговый кодекс, который, впрочем, при помощи коррупции все обходили. Все больше и больше регулирующих законов принимались здесь, в этом зале, конечно не с вашим участием но с участием других составов Парламента. Регуляторы, по сути, регулировали только то, какой будет доля взятки этих «законодателей». Далее над регуляторами учреждались контролеры регуляторов, которые только усложняли и удорожали коррупционные схемы. В этом процессе все более невыполнимыми и непостижимыми становились абсурдные регуляционные схемы. Результатом становился только рост коррупции. Очередная реакция – создание Шеварднадзе антикоррупционной комиссии, которая определяла нормы борьбы с коррупцией. Сегодня все это выглядит абсурдом. И все это давило бизнес и добивало без того разрушенную инфраструктуру. Чередовались периоды инфляции и периоды дефляции. Казна была пустой и мы хорошо помним, как не выплачивались зарплаты и пенсии. В стране не было газа. Деньги «делались» на темноте и безнадежности… Наш экономический лексикон состоял из слов «секвестр» , «дефицит», «стагнация», «девальвация», «обвал» , «стагфляция». Самой любимой передачей был «Девятый блок», ныне благополучно забытый, но тогда приковывавший внимание. Главным действующим лицом в экономике страны был Майкл Скоул известный директор АЭС ТЭЛАСИ. Не сработал ни один антикризисный план. Не сработала, ни одна иностранная рекомендация. Далее была Революция Роз и, вместе с нею, началась экономико-политическая революция. Революционным было и то, что мы объявили, что вместо экономики регуляций мы пойдем по пути либеральной экономики. Мы сказали, что верным будет не увеличение налогов а, напротив, уменьшение налогов. Что необходимо не усложнять а, напротив, упрощать налоговый кодекс. Мы объявили, что экономику спасут не новые регулирующие правила и создание новых государственных контролирующих органов, а, напротив, упрощение функционирования. Не закрытие экономики и протекционизм, а ее открытие и внедрение свободных рыночных отношений. Мы объявили, что правительство должно быть максимально возможно уменьшено и до минимума должно быть сокращено его, правительства, вмешательство в экономику. Тогда этот подход был раскритикован как утопический. И, между прочим, раскритикован не только у нас в стране, но и Международным Валютным фондом. Я хорошо помню, как нам объясняли, очень хорошо помню, как говорили мне лично: «Вы просто не понимаете, какую глупость делаете…» Они объясняли нам, что такой политикой в течении года мы придем к тотальной бюджетной катастрофе. И с того момента ровно через год бюджет Грузии удвоился! Была достигнута экономическая и финансовая стабилизация. Государство впервые за многие годы начало выполнение своих обязательств по пенсиям и зарплатам. Самое же важное, что налицо были первые явные признаки оживления экономики и бизнеса. За полтора года все эти признаки стали более и более явными, несмотря на рост выплат. Именно в тот период Международный Валютный фонд выступил с официальным заявлением, признав свою ошибку и признав что, правительство Грузии оказалось право в своем подходе. С тех пор прошли шесть лет. Я не буду рассказывать ,каким образом с тех пор изменилась наша экономика. Нам не надо хвастать темпами нашего экономического роста. Каждая семья это знает в своем случае. Есть люди, у которых благосостояние существенно выросло, есть такие, у которых благосостояние не изменилось и есть те, у кого, возможно, даже ухудшилось. Не буду так же, хвастать ростом иностранных инвестиций в нашу страну и наш ВВП. Однако скажу, что судя по результатам ни один из прежних рецептов и ни одна из экономических политик не дали такого экономического роста и не были настолько оправданы и настолько плодотворны, каким стало максимально либеральное, базирующееся на принципе свободы строение новой экономики. Помимо всего в этот период мы испытали тяжелейшие для экономики потрясения: тяжелейшую российскую агрессию и оккупацию, мировой экономический кризис, который потряс до основания экономике намного большие и более мощные, чем наша экономика. Одного такого фактора как война могло бы хватить ,что бы развалить экономики, покрупнее нашей. Что, кстати, произошло с многими экономиками в Восточной Европе в результате кризиса. Из всех возможных вариантов нам пришлось держать экзамен перед испытанием через тяжелейшее сочетание – войны и кризиса. Однако результаты показали, что те реформы и либеральная открытость экономики стала не только гарантией продвижения вперед, (то есть это было правильным ответом) но и дали возможностью устоять в период внешнего кризиса и политических потрясений. И если бы не проведенные реформы, то у нас не было бы в конце года ни бюджета, ни экономики ни инвестиций и страна была бы в том же положении, что была в период существен меньшего кризиса 1994 года. Тогда в стране в течении целого года просто не было бюджета. Сегодня только благодаря минимальному вмешательству правительства в экономику и сокращенным налогам Грузии удалось стать для инвесторов одной из наиболее интересных стран. Мы стали «интересными» для притока капитала, несмотря на невообразимые политические проблемы, которые могли бы в принципе напугать любого инвестора в любой стране. Несмотря на мировой кризис, то есть когда в мире очень мало инвестиционных денег и за них до невозможности обострилась борьба, то есть на малое количество инвестиций есть очень много претендентов, - все равно мы остаемся привлекательными для инвесторов и поток к нам не прекращается! Этот поток растет и будет расти в Грузию. Либерализм привел к росту интереса к нашей стране. Сегодня Грузию рассматривают как государство, где можно достичь хороших результатов в бизнесе. Некоторые утверждают, что либерализм для нас «чужое слово». Нас критикуют, что мол «это правительство внедрило в страну все не грузинское». Заявляют, это «не отвечает нашим ценностям». Утверждают, что это «нетрадиционные для нашей страны экономические ценности». Вроде мы «внедрили в страну нечто, что не органично для нашей страны». Я скажу прямо - возможно в каких то вопросах нам предстоит, ради успеха, принять то, что было создано в других культурах. В этом нет ничего постыдного. Грузия всегда обогащалась и, кстати, обогащала другие культуры. Однако когда речь идет об экономическом либерализме нам не надо ни у кого ничего заимствовать, кроме каких-то теоретических построений. Наши либеральные экономические воззрения, конечно, отражены в работах Милтона Фридмана, Мюрея Ротбарда, Хайека и фон.. <запнулся> и многих других экономистов. Действительно, сегодня во всем мире многие другие страны ищут более традиционные подходы: гос. регулирования – Кейнс и другие подобные идеологии мы же остаемся в рамках традиционной либеральной идеологии. Однако я хочу подчеркнуть, что у нас есть свой источник этого: наш главный источник политической мысли величайший политический мыслитель 19-го века и, возможно во всей грузинской истории и главный идеологический источник нашей современной государственности Илия Чавчавадзе. Мы все выросли на творчестве Илии. Однако как это бывает, для большинства творчество Чавчавадзе – несколько расхожих цитат. И только немногие знают, что именно Илиа Чавчавадзе был первым грузинским либертарианцем в своей экономической философии. Он был первым грузином, который выступал за свободную торговлю, за открытую экономику ,минимального вмешательства государства в экономику, и за низкие налоги. Экономический либерализм встречается у него под термином фритрейдерство и всегда им поддерживался как право свободного обмена. Илия говорил, что поддерживает требование исследователей, которые выступали за свободный обмен, выражающийся в том, чтобы товар импортный или произведенный в стране всегда освобождался бы от каких либо пошлин или налогов и не должен был подвергаться ограничению каким либо законодательством. Свободно поставленный товар, свободный от ограничений или формальностей легко найти и легко поставить. Вероятно много тех ,кто с этим не согласен и даже в этом зале. Я думаю ,что в любом споре мы должны представлять аргументы Илии Чавчавадзе. И выбирая путь либерализма, мы выбираем путь Илии. Путь ,о котором в те годы Илия и мечтать не мог… Шесть лет назад мы вступили именно на путь Илии и этот путь привел нас к тому, что сегодня в мире есть только 10 стран по данным Мирового Банка, в которых бизнес легче делать чем в Грузии. Только движение по этому либеральному пути, соблюдение всех возможных либеральных принципов позволило с нам добиться этих поразительных результатов в упрощении деятельности бизнеса. Никогда со времени сбора данных ни одна страна не совершала за 6 лет такого значительного рывка. И мы помним, что в 2003 году в данном рейтинге мы были на 137 месте а сегодня мы находимся на 11 месте. Именно этот путь привел к тому, (возможно для многих это будет сюрпризом), что сегодня по легкости налогового бремени по данным Форбса Грузия находится на 4 месте в мире. Да. Вам не послышалось – на 4 месте после Катара, Эмиратов и Гонконга. Только в 3 странах налоговое бремя легче чем в Грузии (при том, что из этих трех стран две являются крупнейшими экспортерами нефти и газа),. Это не мои утверждения и не мой, как говорится, пиар – но утверждение Всемирного Банка. Это не мои слова – не я Саакашвили, утверждаю, но цитирую влиятельнейший экономический журнал Форбс. По этим данным мы на первом месте как восточной Европы, и бывшем СССР. Опережаем и Японию и Финляндию и Швейцарию и Германию, и Голландию и Швецию. Уважаемые послы, находящиеся здесь наверху, на балконе, любят часто давать нам советы как управлять экономикой. Мы готовы послать наших экспертов в некоторые из их стран для консультирования. Если они в этих вопросах нас не догонят, то, по крайней мере ,вперед продвинутся – мы будем только рады. С удовольствием пошлем экспертов, например ,в Голландию. Лучшие страны мировой десятки<по легкости ведения бизнеса> – Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг, Великобритания, Соединенные Штаты, Дания, Австралия, Канада, Ирландия и Норвегия. Эта та самая «лига» к которой мы приблизились .Обратите внимание ,что это за лига. Практически все страны этой десятки на протяжении чуть ли не веков, начиная с МагнаКарты накапливали англо-саксонские экономические, политические и философские традиции. Ну и еще 2 страны – Дания и Норвегия, атлантические страны традиционно ориентированные на торговлю. Практически мы единственная не англосаксонская страна, попавшая в эту лигу. Это для нас большое достижение. Но для всех должно быть абсолютно ясно, что означает пребывание в этой лиге. Что означают все эти рейтинги. Это ни в коем случае не означает, что мы живем так же хорошо, как люди в этих странах. И в Японии, и в Голандии, и в Германии – в странах, отстающих по этим рейтингам от нас, уровень жизни намного выше, нежели в Грузии. Дай то Бог, что бы лет через пять или десять мы только приблизились к этому уровню. Потребуется очень много времени, приблизиться нам к этому уровню. Да, конечно, в нашей стране очень много трудностей, очень непросто живет огромное число наших сограждан. Циники периодически наскакивают на меня: «мол погляди, с какими странами он себя сравнивает…» . Да нет. Мы не тягаемся с этими странами – мы просто указываем, что в нашей стране легче заниматься бизнесом, меньше бюрократия, легче добиться поставленных целей, нежели в этих странах. Но это только опция, которую мы приобрели. Только «частью» конечной цели является то, что мы попали в лигу стран с комфортными экономическими возможностями для бизнеса. Мы играем в этой лиге вместе и имеем шансы построить мощную экономику и стать богатой страной. На протяжении лет нас опережала Эстония – она была на первом месте среди стран бывшего СССР по этим параметрам. Эстония слегка замедлила темп и мы на вираже ее обошли. Сегодня мы на 11 месте а Эстония на 24 . Но, еще раз, это не значит ,что по экономическим показателям мы превзошли Эстонию. Это, сам по себе, даже не означает, что мы придем «первыми к финишу». Сможем ли мы достичь этого, во всем зависит только от наших талантов, от нашего трудолюбия, просвещенности и образования, от нашей целеустремленности. То, что по Форбсу у нас самая низкая налоговая нагрузка после Катара, Эмиратов и Гонконга не означает, что у нас такая же устроенная и продвинутая экономика как в этих странах. Но самая низкая налоговая нагрузка означает, что производитель у нас может оставить себе больше денег чем в других странах. То есть ему надо только приняться за дело (особенно с учетом ,что ему и взяток не приходится платить – а ведь бывает ,что официально платят не много а неофициально суммы вырастают до очень больших – у нас уровень коррупции в Европе примерно как в Дании или Голландии…. Это, безусловно, очень хорошие достижения. Но нам надо эти сегодняшние достижения обратить в завтрашнее богатство. Мы должны сегодняшнее яйцо превратить в завтрашнюю курицу. Или напротив, заставить сегодняшнюю курицу начать завтра нести яйца. Обратить сегодняшние возможности в завтрашние деньги. Конвертировать сегодняшние возможности в реальный результат завтра. Что бы эти деньги были у нас у всех в карманах. Суметь капитализировать рейтинги. И чтобы эти возможности превратились и в имущество, и в рабочие места для нашего народа и наших семей. Мы должны понимать, что сегодняшние достигнутые возможности это результат сотрудничества всего нашего общества. Но для того, что бы мы освоили эти достижения нам надо очень и очень много работать! Думаю я, что мы и в десятку и в пятерку когда-нибудь войдем. Думаю, впрочем, что «когда-нибудь» это в ближайшие лет пять – но для этого необходимо что бы индивидуально каждый это осозновал. Что бы каждый гражданин понимал важность этого. А то получиться как с Гурией Ланчхути, которая усилиями одного человека, Евграфа Шеварднадзе, поднималась в высшую лигу и никак не могла там удержаться – а ведь была очень хорошей командой, между прочим. Такое не может зависеть только от усилий одного человека. Необходима постоянная работа для того, что бы сохранить свое завоеванное место. Именно это постоянное усилие – важнейшая ценность либерализма. Именно для предоставления всем величайших возможностей мы стали на путь либеральной экономики, на путь Илии Чавчавадзе. И мы не должны никогда не сворачивать с этого пути. Поскольку я затронул вопрос о возможностях , хочу привести пример одного молодого грузина. Вы знаете, что наше государство для грузинских студентов поддерживает программу – если студенту удается поступить в вуз из двадцатки мировых вузов, то Грузия оплатит ему образование. Мы сделали это во время экономического кризиса! Мы в бюджете урезаем все, что можем. Но это мы сделали. Это стратегический вопрос для нашей страны. Отдачу мы не получим ни за день ни за неделю и ни за месяц и ни за год и даже ни за 10 лет... Здесь в зале сидят молодые люди, которые получили похожую возможность и 5 и 7 и 6 лет назад. У этих молодых людей уже сегодня есть результаты – но многим только предстоит достигнуть успеха. Причем мы предоставляем возможность учебы не на основе чиновничьих или личных оценок, по дружбе или на основании связей. Поступил в университет из двадцатки – получишь финансирование. Такого прежде мы не делали. Вот так в первый поток попал парень из Зугдиди Ираклий Рогава. У него было настоящее желание. Он учился, сдал экзамены и сам поступил во всем известный Оксфордский университет. Ясное дело, что сам бы он не справился с оплатой учебы там – это порядка 25 тыс. фунтов – примерно 40-45 тыс. долларов. Да и жизнь там стоит не дешево. Это его личное достижение. Возможно важнейшее достижение в его жизни. Радость для его родителей, его вырастивших, они могут им гордиться.. Выпускник Оксфорда, как правило, очень легко находит высокооплачиваемую работу с первой зарплатой в 150 тыс. долларов в год. Может находит не автоматически но находит с очень большой вероятностью. Ираклий сейчас студент именно такого высшего уровня. Но означает ли это то, что Ираклий стал автоматически состоятельным и состоявшийся человеком, поступив в университет? Конечно нет. Для этого ему предстоит очень долго и тяжело учиться. Я знаю каково это сидеть в библиотеках над книгами ночи напролет. Иногда так тяжело, что хоть умри, очень тяжело учиться на западе в хорошем университете. Какой там немыслимый график занятий. Там не бывает –« не получилось, пересдашь на следующей неделе». В таких университетах один раз расслабился – практически невозможно наверстать отставание, таков темп учебы.… Ираклий должен приложить все усилия, чтобы не оказаться отчисленным. И только получив диплом он сможет как и получить высокооплачиваемую работу так и рассчитывать на блестящую карьеру. В этом смысле есть общее между ситуацией нашей страны и ситуацией Ираклия. То есть мы как страна находимся с Ираклиев в похожей ситуации. Сегодня он живет непросто, ему не хватает денег на повседневные расходы – я не знаю точно, но предполагаю. И точно так же и нашей стране тяжело. Но и у нас, у нашего народа, и у такой молодежи одинаковые шансы на то, что мы вместе «вырастем». Вот эта житейская логика очень точно отражает ситуацию современной Грузии. По рейтингам, которыми мы так гордимся, Грузия попала в высшую лигу. Не будем касаться «высшей лиги « Советского Союза Все. Советский Союз кончился. Сейчас пора вернуться в современную жизнь. Прежде мы были подобны абитуриенту, которые «рос» во тьме, нищете, беспределе, беззаконии. Однако мы пришли в высшую лигу. Совершили невозможное. Это не означает ,что мы разбогатели. Но это означает ,что мы стали на тот путь, который приведет нас к успеху. Это означает, что у нас есть шансы добиться настоящих достижений. Теперь необходимо настоящее желание, необходимо продолжать идти по этому пути и реализовать эти шансы. Мы пока по настоящему нуждаемся, но у нас есть шансы, которых нет у многих других – достаточно взглянуть на республики бывшего Советского Союза, в нашем регионе, во всей Восточной Европе. Мы увидим, что наши достижения связаны с тем, что мы сумели более других упростить ведение бизнеса. Мы достигли этого ,поскольку у всех нас вместе была политическая воля и цель. Мы сумели урезать налоги, тогда как наши друзья, например в Литве, в связи с кризисом даже сейчас были вынуждены увеличить налоги. Мы сократили коррупцию. Революция Роз это не есть и не было размахиванием флагами на улицах, как думают некоторые, пытаясь ее сымитировать. Это была многолетняя упорная работа. Работа для того, что бы наша страна попала в эту высшую экономическую лигу. Революция Роз – это возврат на путь Илии. Этот путь – Экономический Либерализм и Свобода. Минимальное вмешательство правительства в экономику и максимальное обеспечение хороших условий для экономики и бизнеса. И с этого пути мы не должны свернуть! И для того, что бы сделать необратимым курс на либерализацию Грузии, для того, что бы не мы и никакое правительство Грузии не сумело свернуть с этого курса, для того, что бы мы защитили наши достижения и новую институциональную основу, установить нашу экономическую независимость,- для всего этого я предлагаю конституционно защитить те экономические шаги, которые мы предприняли в последние годы. Мы должны конституционно защитить тот курс, который мы хотим продолжать в будущем. Я сегодня представлю вам Акт Экономической Свободы. Этот акт будет затрагивать экономические возможности и ценности. Как видно уже из названия в центре этого акта стоят Свобода, Равноправие, Возможности и Ценности. Свобода выражается в маленьком правительстве, низких налогах, незначительном вмешательстве государства и бюрократических предписаний в деятельность предпринимателей и других граждан. Возможности выражаются в равной для всех доступности деятельности в свободной экономике, необременительное государственное вмешательство. С ростом возможностей связана и возрастающая социальная мобильностью, требующая возможности переквалификации и роста образования. Ясно, что работа по душе и «игра по правилам» это основа развития в будущем. Ценности – справедливая государственная помощь но тем, кто по объективным причинам не может реализовать свои права. Таким образом, что бы те, кто не по своей воле не могут обеспечить себя, могли достойно жить. Все эти ценности, те самые, в которых сегодня нуждаются наши граждане и предприниматели. Минимальное вмешательства правительства в дела бизнеса означает общество равных прав, это есть общество, основанное на таланте и трудолюбии людей, а не на привилегиях, знакомствах и «дружбах» и других подобных «критериях». Что бы у каждого был шанс для работы и успеха. И государственная помощь тем, кто по каким то причинам не может обеспечить себя : по возрасту, по здоровью и т.д. Это – краеугольный камень нашего либерального взгляда. Даже не глядя на всякие рейтинги – мы видим, что активные политические дебаты это наша повседневность. Впрочем важно заметить ,что ни один из наших оппонентов, критикующих нас ежедневно, не подвергал сомнению избранный нами путь к демократии и успехам, путь поддержки свободного предпринимательства, необременительного и ответственного государственного вмешательства, защиту от бюрократического произвола свободы и прав наших граждан. С этими принципами у нас согласны все. Исходя из этих принципов Акт Экономической свободы провозглашает следующие инициативы: Поскольку во всем мире правительства находятся в ситуации возможного резкого роста дефицита бюджета, инвесторы всего мира опасаются резких изменений в экономической политике. Акт Экономической свободы в первую очередь будет конституционно защищать человека и ограничить правила, ограничит возможность правительства пересмотреть экономическую политику, отказаться от либерального экономического законодательства. В современной истории практически невозможно встретить случаи, что бы правительство само, по своей воле стремилось ограничить возможности вмешательства, мониторинга, контроля. Актом Свободы мы объявляем, что бюджетные расходы правительства будут ограничены конституционно не более чем 30 процентами от ВВП. Наш принцип заключается в том, что в проблемные годы правительство должно затягивать пояса а не подступать с ножом к горлу к гражданам и предпринимателям увеличивая регулирование и налоги. Мы считаем, что фискальная ответственность власти – фундаментальная компонента демократического правления. Исходя из этого мы объявляем, что конституционно ограничиваем возможный дефицит бюджета на более чем 3 процентами от ВВП. Суммарный же государственный долг не может превышать 60% от ВВП. С 1995 года наша валюта свободно конвертируется. Конституционно запрещается ограничение конвертации валюты. Многие страны стремились это проделать и в последнее время проделали. Мы же должны запретить это конституционно. Уже 12 лет у нас неограниченна репатриация прибыли и капитала. Мы должны закрепить это конституционно. От этого могут выиграть многие граждане и многие бизнесы. В результате растет занятость ,поскольку происходит приток инвестиций. Акт Свободы превращает это в статью Конституции с тем, что бы было невозможно изменить это положение вещей в будущем. Мы многое сделали после Революции Роз с тем, что бы избавить граждан и предпринимателей от излишнего контроля и регулирования и неоправданного вмешательства в их жизнь бюрократии. Этим нам удалось искоренить многие источники коррупции и упростить ведение бизнеса. Мы убрали те искусственные барьеры, которые мешали в деятельности нашему народу. Актом свободы мы запрещаем увеличение количества уже установленных лицензий. Помимо этого мы объявляем, что запрещаем создание новых государственных регулирующих органов, обладающих правами выдавать какие либо новые лицензии. Такое зачастую делается, что бы кого либо трудоустроить или для каких то политических соглашений. Запрещаем, что бы никогда и никто не мог такое создавать. Таким образом никто не сможет устраивать теплые местечки для дармоедов и паразитов, что бы удовлетворить какие либо группы политического давления или для защиты чьих либо экономических интересов. На данный момент остаются некоторые регулирующие органы в таких сферах как финансы, коммуникации и энергетика – в здесь это существует. С 1995 года в Грузии нет государственных банков. И с начала 90-х в республике нет контроля за ценами. Акт свободы укрепит это политику тем, что конституционно будет запрещено какое либо долевое участие государства в банках. Такое сегодня бывает во многих странах за рубежом. Там это разрешают а мы это запрещаем конституционно. Также запрещается государственное предписание цен на любые продукты или услуги. Таким образом, в Грузии будет навсегда установлено свободное право людей устанавливать цены на производимое по своему выбору. И в последние годы, несмотря на впечатляющие достижения, четверть нашего населения находится за чертой бедности. Улучшение положение этих людей является нашей важнейшей заботой. Мы не будем спокойны, пока бедность в Грузии имеет такой высокий уровень. Сегодня до 30 процентов нашего бюджета это пенсии и социальные выплаты на здравоохранение и образование. Я знаю, что это, разумеется, не всегда распределяется справедливо, однако это распределяется согласно целевым программам. Между тем эта помощь должна направляться прежде всего тем, кто нуждается в ней более всего. Акт свободы в будущем определит социальную долю бюджета, которая будет переработана в соответствии с целевой детализацией. Мы гордимся реализованной нами программой, результатом которой стало выделение ваучеров на здравоохранение и профилактику, я встречал много людей в Грузии, думаю, что и вы с ними знакомы, которым выданные государством ваучеры практически спасли жизнь. Подобные ваучеры эти могут использоваться в любой избранной людьми частной медицинской компании. Когда мы пришли сюда с этим предложением в начале года нас критиковали христианские демократы, они утверждали, что система не работает – я категорически с этим не согласен, она не идеальна, но работает и неплохо. Между прочим, что- то подобное американская администрация Обамы пытается провести и сталкивается с очень большими проблемами. Много параллелей с программой, которая дебатируется сейчас в США. Мы, также стремимся ваучеризировать образование – с подобными ваучерами ученик сможет обратиться в любую избранную им частную школу, это также, часть Акта Экономической свободы. Бюджетные статьи расходов на эти цели будут по новому акту строится таким образом, что бы оставлять гражданину выбор где только это возможно, как израсходовать эти деньги и что бы не люди не были зависимы от организаций, напрямую финансируемых государством для оказания помощи. Мы должны финансировать не институты и организации, куда пациент или клиент будет обращаться вынуждено, но финансировать тех людей, которые это финансирование полагается, и которые в нем действительно нуждаются, оставляя им выбор, как израсходовать эти деньги. Таким образом институты будут финансироваться свободным выбором самих граждан. Это и есть та самая экономическая демократия, которую мы утверждаем. Подобный подход будет проводиться и в области образования и в области здравоохранения и во всех областях социальной поддержки. Сейчас, когда мы максимально упростили наш налоговый кодекс, резко сократили налоги и ввели непрогрессивную шкалу налогов, наши бюджетные возможности резко выросли. Наш опыт показывает, как резким сокращением налогов мы получаем резкий рост государственных доходов. Низкие и простые налоги – наше самое большое достижение. Это то, что приводит в страну новые инвестиции и это то, что создает новые рабочие места. Это оставляет и народу и бизнесу больше денег. Нашей целью является сделать так, что бы эта политика проводилась таким образом, что бы не зависеть от воли отдельных правительств. Не зависеть от воли будущих правительств да и от воли нашего нынешнего правительства. Это естественно – в том числе и в нашем правительстве время от времени возникает соблазн, ввести какое либо регулирование. Налог какой-нибудь увеличить или сделать регулирование строже. При этом все – с добрыми побуждениями. Есть ощущение, что получим больше денег и сделаем больше хорошего. Соблазны подобных утяжелений должны быть исключены. Необходимо принять статью, согласно которой увеличение налогов не может быть принято без согласия народа. Поэтому самый важный принцип, принимаемый в Акте Экономической свободы это то, что любая налоговая или иная выплата государству будет возможна только в виде исключения путем референдума , только решением народа. Это те инициативы ,которые объявляются в Акте Экономической свободы. На первый взгляд сегодня, в сегодняшних условиях нет необходимости в принятии такого документа. Но для будущего развития принятие этого принципа необходимо. Конечно, утверждение этого акта не означает, что сегодня же начнут работать все остановленные заводы Грузии Это не означает, что сегодня же решится проблема безработицы. Но это означает, дорогие депутаты, что Грузия превратиться в страну, в которой Основным законом закрепляется ее либеральный курс. В то же время этот акт очень амбициозен ,поскольку после его принятия Грузия превратиться в мирового лидера по законодательной и конституционной защите либеральных принципов развития. Этот Акт сделает более притягательной для инвесторов Грузию. В долговременной перспективе он означает сокращение безработицы и существенно увеличит возможности новых мест работы для нашего народа. Необходимо понимать, что мы находимся в очень специфической ситуации. Мы не можем позволить себе роскошь быть обычной восточно-европейской страной. Нам говорят западные дипломаты – возьмите за модель такие государства как Польша, Чехия или Венгрия. Но мы не можем перетащить Грузию в центр Европы. Мы не только живем рядом с ошалевшим соседом, но и этот сосед забрался и без того в небольшую нашу квартиру и захватил в ней 2 комнаты. Не признает ни каких правил общежития и вообще не подчиняется правилам приличия. Мы не Чехия и не Польша и нам предстоит долгий путь до их уровня в связи с местной спецификой. И потому для привлечения инвесторов со всего мира нам необходимо превратить Грузию в одну из самых созидательных стран. Место, где можно создавать и защищать капитал. Нашей амбицией должно стать превращение Грузии в мировой флагман либеральной экономики. И этим мы создадим относительное преимущество перед другими странами. Именно эту цель и эту великую миссию мы видим в Акте Экономической свободы. Достижение этой цели и важно и возможно. Это просто необходимо сегодня, когда глобальный экономический и финансовый кризис волнами поднимает среди дезориентированных людей популистские и социалистические тенденции. Иногда я в таких странах слышишь социалистические лозунги, что это просто удивительно. «Только государство спасет», «государство должно регулировать», «власти должны вмешаться»… Из нашего же опыта там, где есть государство, ничего хорошего не получается когда происходит прямое вмешательство. Ведь, по сути, когда у государства есть какое-нибудь предприятие, оно есть у конкретного человека. Когда государству принадлежали золотые рудники, в реальности они принадлежали Левану Мамаладзе и он и сегодня где то в России прогуливает полученное средства. Сегодня они частные, но государство получает с них налоги и использует их. Когда государству принадлежал металлургический завод, это означает что он принадлежал кое кому другому, деньги от этих государственных предприятий всегда вливались только в конкретные карманы. Это, приватизация, хорошо испытанный чешский путь. Мы верим, что правильным и долгосрочным ответом на кризис будет ни кейнсианский путь, ни, тем более, возврат к теор
Скачать mp3-файл (26.3 Мб, 96 kbps)
обращений: 225
|
|
|